Как-то мы жили последние года и, надо сказать, неплохо жили. Быт свой улучшали, на курсах по интересам учились, в отпуска ездили и покупали последние айфоны. Словом, шли к светлому будущему.
А потом случилось 24 февраля.
А после мир узнал о существовании города Буча.
И мы, выросшие в русской культуре, пытаемся происходящее как-то осмыслить. Самый главный вопрос, который стучит в висках: что же представляет из себя эта русская культура и как она могла такое допустить?
Проблемы с этикетом на территории советского пространства, были давно, еще с 1917 года. Тогда было положено начало масштабному процессу декультуризации народа. В поистине великом романе Булгакова "Собачье сердце" очень четко, как в незамутненном зеркале, отражена та темная действительность.
А сегодня снова доносы, снова призывы убивать, снова лозунги и пожелания смерти, снова нападения со спины.
И происходящее сегодня вызывает стойкое ощущение дежавю и как-то сильно напоминает то самое начало, Уроборос кусает себя за хвост.

И я не хочу сказать, что этикетом все ограничивается. Этикет - лишь вишенка на многослойном торте культурного развития, как отдельного индивида, так и общества в целом. Тут и образование (одиннадцать классов и потом армия или хоть какой-то университет, разница все же очевидна, не правда ли) - это один слой. Тут и воспитание, полученное от семьи - другой слой. Тут и среда, в которой рос человечек - третий слой. Тут и духовное воспитание - четвертый слой. Нравственной воспитание - пятый. Уровень образованности - шестой.
Слои перечислены не в порядке возрастания значимости, здесь каждый расставляет приоритеты для себя сам. Из этих слоев и состоит человек и важно здесь то, чем заполнены эти слои и насколько они добротные или тоненькие такие, еле заметные или вовсе отсутствуют.

Возвращаясь к "Собачьему сердцу". Проблема не в клозетах, а в головах. И до сих пор эта проблема не решена и вероятно уже не решится в ближайшем будущем. В СССР не было не только секса, но и высокой культуры. Швондеры и Шариковы пришли к власти и заразили своей идеологией определенное количество масс. И надо признать, довольно успешно им это дело удалось. Этот вирус передается из поколение в поколение. И спустя десятилетия подъезды все так же грязны, газоны не стрижены, а по весне как сходит снег, видно кто где ходил .
Невозможно не вспомнить слова Ивана Бунина: "Я с ужасом думаю, кого нарожает это пьяное кровавое быдло, захватившее власть России и что будет с моей страной через два три поколения. Впрочем, что тут думать. Всё более или менее ясно."
«Разграбление винной лавки революционными рабочимии солдатами в Петрограде, январь 1919 г.».
Архив и библиотека Гуверовского института (США), художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869–1947)
"Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы?".
Не власти не убирают за собачками своего народа. Не власти бросают мусор под ноги и под ноги же сморкаются. Не власти ставят на стол вместо салфеток рулон туалетной бумаги. Но как и властям нет дела до облагораживания пространства собственной страны, так и самим людям не хочется жить красиво. По - настоящему красиво.

Настоящая красота не стоит денег и в тоже время она бесценна.
Оставлять после себя чистоту в своем собственном или общественном клозете - это красиво. Не бросать мусор под ноги - это красиво. Поздороваться с продавщицей - это красиво. Не доказывать с пеной у рта свою правоту в интернете - это тоже очень красиво. Иметь право на ненависть и не пользоваться им - это еще более прекрасно. Быть скромным - это великая красота.
В театре. Царская ложа. Коллекция В. Руга, художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869–1947)
~
Я начала преподавать этикет 12 лет назад и помимо чтения лекций, я очень много писала в своем блоге о хороших манерах.
Начав писать об этикете, я с удивлением обнаружила, что тема не пользуется популярностью и на весь русский интернет о хороших манерах говорят буквально полтора человека. За исключением тех, кто работает в государственном аппарате, не было специалистов свободного плавания, вещающих на широкую аудитори. Еще раз: несколько специалистов на очень узкий круг людей всего 12 лет назад (степень культурной необходимости). А это в соотношении численности населения крайне мало, как вы понимаете. Что любопытно, за обучением ко мне, к специалисту из Латвии, обращались не представители среднего класса, а российские дипломаты и крупные российские предприниматели. Основной запрос: чувствовать себя уверенно и достойно представлять свою страну в Европе. А от представителей среднего класса я регулярно получала комментарии из серии "вы нас своими правилами лишаете свободы".
Сегодня на просторах интернета десятки блогов по этикету по всей территории постсоветского пространства.
И тут порадоваться бы, тема стала намного более популярной, однако за последние несколько лет наблюдений за этой сферой привели меня к грустному выводу: этикет здесь пошел по своему особому пути. А после изучения этикета, не обладающий хорошим воспитанием человек становится еще более некультурным. Попробую пояснить.

Этикет по сути что? Набор инструментов (манеры, речь, одежда), с помощью которых человек красиво и эффективно взаимодействует с окружающими. Если рассматривать этикет как общепринятое определение, то этикет - свод правил (нормы поведения) и сам термин "этикет" ввел в обиход французский король Людовик XIV, составивший тот самый свод правил поведения при дворе, приказав раздать всем придворным карточки с правилами. И пока все понятно и на этом, в принципе, можно остановиться. Только это весьма узкий взгляд на предмет, замочная скважина, через которую мы смотрим. Разве общественные нормы поведения не существовали до короля - Солнце? Существовали, как и пособия по хорошим манерам издавались задолго до любившего пышные балы короля Франции. Что получается, социальные нормы поведения - часть человеческого общества, часть культуры.
Возвращаясь к этикету, как к набору инструментов. Если надо, человек учится пользоваться ими с ноля или шлифует уже имеющиеся. Но скажем так, по - хорошему, инструменты эти должны лежать в чемоданчике с надписью "самоуважение". Без чемоданчика - самоуважения эти правила просто хаотично собранный арсенал, а с чемоданчиком это уже культура, приведенная в определенный порядок. И как правило, с помощью этикета человек постигает это своего рода искусство самоуважения, параллельно учится проявлять красиво уважение к другим. Такой круговорот уважения в природе: от себя к другим, от других к тебе. Если ты не ценишь, скажем свой труд или время, то как можно научиться ценить чужое? На соблюдении правил далеко не уедешь, даже если выучить их на зубок и никому никогда не звонить после 20.00. Суть нет-нет, где-нибудь да и прорвется и наивно хлопая глазами человек потом будет удивляться "А че такова, я же все правила учел?".
Вот тут и загвоздка: быть, а не казаться - основа основ. Улыбаться, а про себя думать "чтоб ты, падла, сдох" - это не про культуру. "В человеке все должно быть прекрасно" как сказал гениальный Антон Павлович Чехов. Словом, этикет - это про состояние души, а правила - лишь рама, в которую заключено... а что заключено, вот это как раз и вопрос.
Зачем изучать правила этикета?
Чтобы уверенно пользоваться этими инструментами. До определенного времени правила хороших манер были доступны только привилегированному классу, теперь вот и мы, простые смертные, с этими правилами можем познакомиться и сделать свою жизнь более изысканной. Такие вот бонусы демократии.
Живя в Европе я уже очень давно наблюдаю за этим негласным и основополагающим принципом. Если человек воспитан, то воспитан по - настоящему. Конечно, можно сверкнув бриллиантами поначалу пустить пыль в глаза, но со временем все всплывет на поверхность. Какой-то жест, брошенная фраза, шуточка, сплетня... Снимок постепенно проявится. Сымитировать другое до конца не получится, потому что оно тебе чуждо и неестественно твоей сути. Такой человек постепенно будет оттесняться из определенного круга, сколько бы денег на счету у него не было. И не потому что культурные люди какие-то невозможные снобы, а просто ничего не получается. Грубость не может долго существовать в среде деликатного взаимоотношения.

Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869–1947)
~
Возвращаясь к развитию этикета на постсоветском пространстве. Здесь важно казаться, а не быть. Никто не пишет (я во всяком случае не встретила) о самоуважении в том высоком его смысле, в котором оно воспевается к русской культуре. Самоуважение понимается в очень узком варианте и отвечает на довольно бытовые запросы типа "как защититься от хамства", "как перестать быть жертвой", "как не кормить собой вампира" или "как выглядеть уверенно и поддержать беседу".

Хотите выглядеть высокоранговой персоной, вот вам набор высокоранговых жестов. Хотите выглядеть уверенным в себе? Вот вам список необходимых поз из языка тела лидера. Хотите выглядеть как аристократ? Да запросто, сейчас вас научат как правильно надевать пальто, держать бокал и есть вареный горошек. Хотите богатого мужчину? Есть руководство "как пройти проверку у богатого мужчины". Для желающих выглядеть ледями есть списочек необходимых промахов, выдающих в женщине простушку. В завершение все можно шлифануть позами элегантной женщины. Сама суть элегантности утеряна и это уже другой разговор.
И я сейчас не шучу. Это реально существующие советы из реально существующих блогов как и сам термин "высокоранговый".
Как заметила о текущем времени психотерапевт и коренная петербурженка Екатерина Сокальская: "Уровень маскировки под воспитанность был очень высок".

И даже если со всеми этими прекрасными советами кому-то и удастся пройти собеседование на работу или проверку у богатого мужчины, дальше-то что? Как удерживать свои позиции будем? Чем поддерживать эту прекрасную иллюзию? Вот ведь что не учитывается.
У любого работодателя, который хочет собрать себе команду из адекватных профессионалов, есть свои тесты на наличие каких-то интересующих его качеств. Давно разработанные психологами тесты и на то же лидерство, и на адекватность и на что угодно. И вот тут уже загвоздочка, не правда ли? Одними жестами тут не отделаешься, потому что это надо в себе иметь. Оно или есть или отсутствует.
Точно также обстоит дело и с богатым мужчиной и любым воспитанным человеком, в круг которого так стремятся попасть некоторые. Где-то в непостановочной ситуации, а в естественном ходе событий, все равно настоящее проявится.

Но подвох даже не в этой картинке, которая так тщательно и маниакально создается. На чем держится вся эта конструкция?
Безусловно, что общество, в котором люди прилично себя ведут, крайне приятно для жизни. За что и люблю Европу. Здесь людям несложно друг друга приветствовать, тебе и продавцу в магазине несложно обменяться друг с другом пожеланиями хорошего дня. На днях в продуктовом магазине (Латвия) передо мной в очереди стоял подросток (латыш), расплатившись за покупку, он сказал продавщице "хорошего вам дня". Ну это же абсолютно прекрасно, не правда ли?

Однако, красивая высокоранговая картинка стремится не к вежливому обществу, ее дети-подростки не пожелают продавщицам в "Пятерочке" хорошего дня. Потому что цель другая и двигает ею очень простое желание: добиться каких-то своих личных целей с помощью правил этикета. Уважение к другому как понятие здесь отсутствует и не рассматривается в принципе. Мы будем убеждать других в том, что мы те, кем не являемся. То есть мы собираемся просто-напросто обманывать людей, обманывать конкретного того же богатого мужчину. Это про уважение к другому? Другой в этой разыгранной партии не личность - просто объект, который должен съесть то, что ему будет подано.
И на подумать: а разве существование на уровне только одной картинки, за которой ничего нет - это уважение и к самому себе?

Пазл в эту картинку. Год назад в России был организован марафон по этикету, в котором принимали участие много российских специалистов в этой области. Выступала специалист по деловому этикету, работающая конкретно в этом узком направлении. Она рассказывала о том, как некоторые возникающие правила этикета совершенно оказываются непригодными для жизни и привела в пример запрет на рукопожатия во время пандемии COVID-19. "Ну вот посмотрите", рассуждает специалист (цитата не дословная), "запрет на рукопожатия не сработал, потому что люди не могут без рукопожатий, в России в предпринимательской среде люди все равно пожимали друг другу руки". А в Европе запрет сработал прекрасно, люди абсолютно честно отказались на время от физических контактов. Потому что есть такое понятие, как социальная ответственность, которая невозможна без какого-то минимального уважения к другому человеку.


~

Есть и еще одно любопытное явление, о котором я не могу не упомянуть. Это мне очень сильно напоминает рассказ Тэфи про воротничок.
В процессе обучения, женщина вдруг может обнаружить, что ее окружение не соответствует тем высоким стандартам, которыми она теперича живет. Более того, женщина сталкивается с активным непониманием и даже агрессией в свой адрес. Оказывается, что в процессе окультуривания, среда обитания человека начинает его отвергать. Невероятно, но факт.

Но у специалиста по этикету найдется культурно - психологическая поддержка на этот счет (он сам был в такой же ситуации). Специалист по хорошим манерам поможет вам от недружественной среды избавиться и с гордо поднятой головой уйти в прекрасные дали навстречу новым культурным людям, которые вас оценят по достоинству.
Представим себе картину, где женщина выучив правила этикета придет домой и накроет красиво стол, поставит цветы, зажжет свечи, хлеб на тарелочке разложит аккуратно... а муж ей в ответ размахивая вилкой: "Ненавижу! Как мне теперь этот адский ад развидеть! Выброси эти страшные цветы! Положи обратно хлеб в пакет! Неси вместо салфеток обратно туалетную бумагу, чем она тебе мешала?!".

Возьмусь предположить, что ставшие ледями после курса этикета женщины, начинают довольно навязчиво близких своих учить. Как сидеть прямо, как муж ей теперь обязан открывать дверь и подавать руку при выходе из машины и тому подобные вещи. Такое насаждение высокоранговости живущим с тобой на одной жилплощади варварам. Я много раз имела возможность наблюдать за таким активным рвением неофита, с которым он берется за перевоспитание членов своей семьи.

Вы представляете себе весь абсурд ситуации? Становясь культурным я порчу отношения с близкими мне людьми. Но ведь культурный человек как раз и отличается той широтой горизонта, когда понимает и принимает на глубинном уровне любого человека. Потому что степень восприятия другая, уровень знаний другой, широкий.
Совершенно невообразимая роскошь для невоспитанного человека позволить себе быть собой, а другому позволить быть другим.

Это не культура, это какой-то искаженный ее суррогат, где обертка важней содержания.

Совершенно невообразимая роскошь для невоспитанного человека позволить себе быть собой, а другому позволить быть другим.
~

И не приведи вас столкнуться лбами с такими людьми. Тщательно составленными фразами по всем правилам методички "как защититься от хамства", вас пошлют очень далеко и насовсем, потому что пора менять свое окружение на более культурное и потому что указать человеку на его место - это святое дело. Если вы услышите, что вы нелюдь, безграмотная дрянь или хам, смиренно примите сей факт, вы ведь еще не соприкоснулись с великой наукой этикет и посему не ведаете где чье место в культурной иерархии и где лично ваше место. Неверно сформулированный вопрос или неприятная тематика и в ответ от специалиста по хорошим манерам вы можете получить фразы типа "мне ваше мнение не интересно", "с хамами диалоги не веду", "с ясельной группой не работаю". Это реальные ответы реальным людям.

Вот такая грубость - новая воспитанность?

Несколько слов об элитах
Как известно из истории, элиты всегда задают тон.
Можно далеко вне ходить, а понаблюдать за манерой общения элит ныне правящих.

Почитать можно Фейсбук Марии Захаровой - официального представителя МИД Российской Федерации и послушать ее выступления. И пример прямого нарушения субординации и элементарных норм общения, когда госпожа Захарова оскорбила президента Сербии (ссылка). Повод? Смысл? Науке неизвестны.

Также можно обратить внимание на тот момент, что официальный представитель МИД России любит выставлять фотографии себя в нижнем белье.
Назовем вещи своими именами - современная спортивная одежда ничем не отличается от нижнего белья. Оттого, что трусы (трусы боксеры, простите) и бюстгальтер для занятий спортом сшиты из полиэстера и на них стоит значок спортивного бренда, еще не значит что они перестали быть нижним бельем.

И возникает вопрос: эти снимки для чего? Какова цель этой демонстрации? Аргументы "она современная свободная женщина" не принимаются. Здесь официальный представитель министерства иностранных дел, дипломат. В дипломатии, напомню, нет ни гендерных различий ни личных свобод.
Добавим и тот факт, что в состав Российской Федерации входят субъекты, на территории которых господствующей религией является ислам. Почему раздетая женщина должна представлять исламские страны на международном уровне, тоже непонятно.


Обратить внимание стоит и на реплики верховного денацификатора (ссылка).

А как абсолютно прекрасен в своей культурной непристойности был господин Жириновский (ссылка).

Также любопытны манеры и президента Украины и его супруги, где большинство зарубежных поездок - это провал в области этикета (можно посмотреть по ссылке несколько ярких за прошлый год). Я хочу разделить происходящее сейчас в Украине и манеры президента Зеленского, однако для полноты картины его провалы и провалы его предшественников в области манер так и останутся в учебниках по дипломатии.

Под 2021 Новый год президент Лукашенко вместе со своим сыном давал интервью. Накрытый стол безвкусной аляповатой скатертью, традиционные овощные нарезки, а по столу между тарелками свободно разгуливает собачка. Не в соработничестве ли с христианской культурой президент Белоруссии ведет свою политику? Тогда где в христианской культуре за трапезой по столу бегают домашние питомцы?


И что есть трапеза и символом чего она является в христианской культуре. Воспитанный в христианской культуре человек понимает, что он не живет в культурном вакууме и не может не учитывать этот контекст. В мусульманских странах будет своя история, в буддийской религии своя. А вот в Европе такая семантика. Почему этого не знает представитель элиты?
К сожалению, успешно начавшийся в 1917 году процесс декультуризации еще не завершен. И сейчас он как будто он даже набирает силу. Тот объем ненависти и агрессии, он даже не поражает, он приводит в состояние какого-то паралитического ужаса. Дано добро, дано разрешение сверху и дано разрешение самим себе. Разрешение ненавидеть, желать смерти, быть глухим и мыслить лозунгами, а значит и смотреть на мир сквозь крошечную замочную скважину.

Культуре не уделялось должного внимания со времен свержения монархии. Не уделяется ей внимание и сейчас. Из виду нельзя упускать новость о внедрении единых стандартов подготовки учителя во всех педагогических вузах России. Одна из составляющих этой реформы - отмена преподавания социологии, культурологии и политологии будущим педагогам. Комментарий к этой реформе от Нины Лобановой, кандидата философских наук, доцента кафедры философии, социологии и религиоведения Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева можно прочитать по ссылке.

Хочется привести слова продюсера Александра Роднянского из его недавнего интервью: "После Бучи нельзя больше говорить о российской культуре. Она не уберегла российского человека от варварства, от зверства и оскотинивания. Она виновна. Все к ней причастные виновны."

После начала спецоперации в своем фейсбуке Мария Захарова приводила стихотворение Федора Тютчева (его же читали на концерте в честь присоединения Крыма 18 марта 2022 года).
Пока считать себя холопами, а Запад (уже какое - то ругательное слово просто) врагом с пошлыми либеральными ценностями, который надо вразумить, так и будешь ходить по кругу. Уроборос вновь кусает себя за хвост спустя 155 лет. И нужно ведь всего-то немного, нужно достоинство, самоуважение, тогда не придется прогибаться. Вот откуда - то взялась идея у человека о "как ни гнитесь" и "снискать признанья"? А по-другому попробовать? Боюсь только, что понятие "самоуважение" сегодня трактуется несколько в ином контексте.

Слишком заразен оказался вирус, выпущенный на свободу в 1917 году. Настолько заразен, что ни Достоевский, ни Чехов, ни Чайковский, ни Тарковский, ни Звягинцев не смогли достучаться до сердец определенных людей. Этот свет не достигает до того культурного дна, на котором находятся некоторые представители власти. А дальше как в часовом механизме, эти винтики цепляют собой соответствующие винтики, а винтики отвечающие за просвещение и образованность, как будто и вовсе убраны за ненужностью. Пропагандой поощряются и педалируются ценности в человеческом обществе, поддерживающие лишь жизнедеятельность власти. Деликатные, чуткие, воспитанные люди сейчас задыхаются.
Абырвалг.
Made on
Tilda